Мои
родители вернулись в родной город Купянск в 1970 году. А поскольку в
Северодонецке, где мы раньше жили, все школы были русскими, то и тут я пошел в,
единственную тогда в Купянске русскую, шестую школу.
Мой новый 8-А класс был чётко
структурирован – девочки учили уроки, а мальчики, в большинстве своём, валяли дурака, на всех переменках, по любой погоде
играя до самого звонка в футбол на асфальте школьной спортплощадки. В класс мы вваливались уже после учителя. Взъерошенные и
раскрасневшиеся, пряча за спиной футбольный мяч. Конечно, мы воровали у учителя
несколько минут урока, пока рассаживались и успокаивались, и так же нагло срывались со своих мест сразу по звонку с урока. Учителя
жаловались нашему классному руководителю, но авторитет футбола был у нас куда
сильнее авторитета Александра Поликарповича.
Бывший фронтовик со страшными
ранениями, бывший директор школы, а тогда учитель биологии, был очень мягким
человеком, и мы легко сели ему на шею.
Но несколько учителей держали нас в страхе и
трепете. К ним мы опаздывать просто боялись. Одна из них Мария Леонтьевна
Пащенко.
Наша Марьяша, учитель украинского языка и литературы. Уж если она начинала кого-то из нас воспитывать в своём классе на первом этаже, то это слышала вся трёхэтажная школа! Тут она демонстрировала нам всё богатство и колорит украинского языка. Но преподавать-то она была вынуждена по советской программе. Тогда, вся изучаемая украинская поэзия, была настолько партийной и не поэтичной, что для нынешней молодёжи сравнить её можно только с риторикой бывшего президента Ющенка , который, о чём бы ни начинал говорить, все сводил, в конце концов, к пасеке.
Наша Марьяша, учитель украинского языка и литературы. Уж если она начинала кого-то из нас воспитывать в своём классе на первом этаже, то это слышала вся трёхэтажная школа! Тут она демонстрировала нам всё богатство и колорит украинского языка. Но преподавать-то она была вынуждена по советской программе. Тогда, вся изучаемая украинская поэзия, была настолько партийной и не поэтичной, что для нынешней молодёжи сравнить её можно только с риторикой бывшего президента Ющенка , который, о чём бы ни начинал говорить, все сводил, в конце концов, к пасеке.
Мария Леонтьевна, конечно, и сама понимала,
что не могут называться поэзией строки: «В полі трактор дир-дир-дир - ми за мир!» Но и высокопоэтичная фраза, которую передавали из уст в
уста многие поколения тогдашних школьников: «Краще згризти кирпичину, ніж учить Павла Тичину!», приводила Марьяшу в неописуемый раж.
И вот однажды,
мы решили увековечить виртуозные обороты української мови в исполнении нашей учительницы. Магнитофоны тогда были
в основном тяжеленные и стационарные. Но, кое у кого уже появились и переносные.
Это бобинное чудо советской электроники работало от сети, или от шести огромных
круглых батареек, что было довольно дорого. Но ради любви к украинскому языку
мы скинулись, и Вова Перепелица умыкнул из дому переносной магнитофон, чтобы на
уроке записать пламенные выступления Марии Леонтьевны.
Микрофон мы поставили меж двух девочек,
сидящих на второй парте. Шнур от микрофона был коротким и сам магнитофон
установили прямо у меня под партой.
Начался урок. Мария Леонтьевна спокойно его
вела, пока кто-то из мальчишек не прокричал сакраментальную частушку про Тычину
и кирпичину. Учительница от возмущения покраснела, остановила свой рассказ,
вдохнула поглубже воздуха и уже готова была разразиться ругательствами на наши
бестолковые головы. Но тут услышала громкий щелчок клавиши магнитофона и
увидела блестящий микрофон между локотками, невинно глядевших на неё, девочек.
Она молча подбежала к моей парте и тихо сказала: «Ківшар, встань!». Класс замер!
Все понимали, что магнитофону пришел конец. Зная характер Марии Леонтиевны, я тоже понимал, что если встану – то она дорогущий магнитофон
разобьёт. «Не встану…» - буркнул я.
Тогда Мария Леонтиевна взялась руками за парту и молча (!), со среднего ряда
(!) потянула её вместе со мной из класса! Мой сосед по парте Олег Урденко на
ходу соскочил и успел выдернуть шнур микрофона. А я так и ехал, уцепившись
руками в парту, аж до самого коридора. Мария Леонтьевна бросила и меня, и парту, и так
же молча вернулась в класс. Там она продолжила урок перед онемевшими школьниками. Магнитофон-то
я спас, но вот на записи осталось только вежливое Марьяшино: «Ківшар, встань!» и моё
перепуганое: «Не встану...».
Не буду рассказывать с какими
глазами я пришел на следующий урок к Марии Леонтьевне. Главное, что она никому на
меня не пожаловалась! И я, в благодарность, стал учиться её предметам лучше.
Больше на наших уроках она не кричала, но зато, через два года, на нашем
выпускном вечере с трибуны сказала: «Мені буде не вистачати таких гарних учнів
як Саша Ківшар!». Мои родители были горды этим, а я всю жизнь помню нашу
дорогую учительницу української мови та літератури Марию Леонтьевну Пащенко.
Ось який я був тоді гарний! |
Саша, какой ты молодец! Я с лёгкостью узнала М.Л. , её стальные нервы и голос, от которого содрогались стены... Она была классным руководителем в параллельном классе, и не дай бог мы выступили лучше её детей - труба... У нас класс здорово танцевал, а у неё - пел, просто война миров!
ОтветитьУдалитьЗамечательный был учитель=)!
ОтветитьУдалитьСаша! Спасибо!!!Такие страницы школьной жизни необходимо увековечить! Столько тепла и искренности в характеристиках наших милых сердцу учителей. Каждый из них стремился вложить в своих учеников как можно больше знаний и любыми путями: убеждениями, поощрениями, а иногда и принуждением! Только мы, к сожалению, это оценили не сразу. Наша память ,вечная благодарность и низкий поклон всем учителям славной сш №6 г.Купянска!!! Я очень надеюсь, что ты издашь свои очерки отдельной книгой. На мой взгляд, это талантливо!Творческих успехов и вдохновения! От 10 В выпуска 1970 года тебе персональная благодарноссть!Дерзай!!!
ОтветитьУдалить