суббота, 5 мая 2012 г.

Предатели.


   На братских могилах наших солдат, погибших в годы войны, очень много надписей «неизвестный».  До сих пор люди занимаются поисками и узнают фамилии героев, сложивших свои головы, как настоящие мужчины.
   А я хочу рассказать о тех, чьи фамилии и имена я знаю, но никогда не назову их. Я хочу, чтобы память лично о них  - стёрлась из  истории моего народа. А вот об их сущности надо помнить всегда, ибо они  - предатели.
   
 Первый из них с началом войны получил «бронь». Ведь он работал машинистом, а многих железнодорожников от призыва на фронт освободили. Они были нужны для эвакуации предприятий и обеспечения фронта.
    Вот этот «броненосец» работал, как и все. Он был членом партии и ещё в мирное время награждён советским орденом. Броненосец правильно выступал на партийных собраниях, с удовольствием ходил на демонстрации, где носил портреты руководителей партии и правительства.  Жил с родителями в маленькой хате в селе Притулово под Купянском.
    Война перевернула жизнь всех. Паровозные бригады месяцами не бывали дома, гоняя составы и на запад, и на восток. И вот, ровно через год после начала войны, 22 июня 1942 года немцы вошли в Купянск. Броненосец, как раз накануне, приехал из затяжной поездки на восток. А 22 июня он должен был  вывозить своим паровозом  наши отступающие войска со станции Кисловка на Старобельск.  Но он сбежал прямо со станции и по яркам пошел пешком домой.
     Немцы, по приходу в Купянск, издали приказ, требующий всех железнодорожников вернуться на работу.  

Броненосец пришел одним из первых. Не менее жарко, чем на партийных собраниях, он рассказал новым хозяевам, как он ненавидит коммунистов и как готов трудиться на благо великой Германии. Его поставили старшим над немногими собранными нашими железнодорожниками. Он назвал немцам адреса тех, кто ослушался приказа и не вышел на работу.  В их числе оказался и его сосед по селу. Немцы арестовали соседа и вскоре расстреляли, а его семью Броненосец лично выгнал из хаты и перебрался в неё жить сам. Хата была большая и просторная. Отец с матерью отказались идти в захваченную сыном хату и остались в своей старой мазанке. Им стыдно было смотреть односельчанам в глаза. 
Немецкий паровоз BR-52

      А Броненосец стал служить фашистам верой и правдой.
 Но немцы ни кому из русских машинистов до конца не доверяли и к ним в поездках всегда был приставлен немецкий солдат - надсмотрщик. Броненосец очень гордился своими бригадирскими нашивками на добротной немецкой шинели. Он возил составы с немецкой и итальянской техникой, получал хорошую зарплату.  И уже в ноябре был награждён итальянской медалью ко дню рождения Муссолини.  
    Осенью и зимой железная дорога едва справлялась с потоком эшелонов в сторону Сталинграда. Работы у Броненосца было много, но платили немцы исправно и он накупил много всякого барахла в свой новый дом.
   19 января 1943 года Броненосец притянул эшелон своим паровозом в Валуйки, и уже стоял под парами, чтобы возвращаться назад в Купянск. Вдруг на станцию выехал советский танк с солдатами на броне! Пока они вступили в бой с ошарашенными фашистами, Броненосец отцепил свой паровоз и двинул его на Купянск. Им в след стреляли, перепуганный немец-надзиратель на ходу отстреливался. Но Броненосцу удалось набрать ход и благополучно доехать до Купянска. За спасение паровоза он рассчитывал получить от немецких хозяев как минимум медаль. Но фашистам было не до церемоний, тем более, что обстановка на фронте была очень напряженной. Его, конечно, похлопали по плечу, но сразу отправили в новую поездку.
  Через две недели артиллерийская канонада была уже слышна постоянно.  Броненосец поехал на ту же станцию Кисловка, чтобы вывезти оттуда уже отступающие немецкие войска. Там их эшелон попал под авиационную бомбёжку. Вагоны были искорёжены, рельсы разорваны, а немец надзиратель убит осколком авиабомбы.
   Поняв, что дело плохо, Броненосец забрал винтовку и патроны своего надзирателя и пошёл, по тем же, но теперь заснеженным,  яркам домой.  
    В депо он не пошёл, знал, что немцы могут расстрелять за оставленный паровоз. Броненосец несколько дней сидел дома и пил самогон. И вот 2 февраля по селу пронёсся крик «Наши!!!».  Он увидел в окно советских солдат и начал стрелять по ним из винтовки. Солдаты залегли и стали окружать хату, стоящую немного на отшибе села, за Изюмским шляхом. От обстрела хата загорелась, но Броненосец так из неё и не вышел, отстреливаясь до последнего, пока крыша хаты не обрушилась.
    Отца Броненосца арестовали и судили. Он сгинул где-то в лагерях. А мать ещё долго жила в селе в своей вросшей в землю мазанке. Я родился через 11 лет после войны, но помню эту маленькую старушку, с которой в селе, почему-то, никто почти не общался, хотя она всю жизнь честно работала в колхозе.
     Мне это рассказал мой дед. Но когда мне было уже лет 17. Мудрые люди, потерявшие на войне очень многое, презирали предательство, но не рассказывали эту историю детям, чтобы мы не травили мать предателя. 

     Я прошу прощения у милого зверька броненосца, за использование его "фамилии" в отношении к такому плохому человеку:) 




-2-

Второй предатель тоже жил в нашем селе. В селе все его называли Сопливый. Он с детства постоянно шморгал носом. В июне 42 года ему исполнилось 18 лет, но он в Красную армию не пошёл, а пошёл в немецкую. В конце октября немцы объявили набор желающих служить в их армии. Вот Сопливый и пошёл пешком в город. Пошёл босиком, так как мать не дала ему единственные в доме сапоги, ведь тогда ни ей, ни сёстрам Сопливого не в чем было выйти из хаты.
   В Купянске Сопливого помыли, намазали какой-то вонючей дезинфекцией,  постригли, сожгли его одежду и выдали новую форму. А главное – настоящие сапоги и желтый кожаный ремень!  Пока учёба немецкой службе не началась, Сопливый отпросился на воскресение сходить домой. Он появился на улице села среди бела дня. Шёл не спеша, чтобы все рассмотрели, какой он орёл! Но, ни один человек к нему не подошел. Моя бабушка говорила, что ему только плевали в след.
   Вечером Сопливый вернулся в казарму. И началась муштра. 

 
Хилый и ленивый Сопливый хлебнул от немецкого фельдфебеля сполна. За каждую провинность тот, не раздумывая, бил нерасторопного новобранца в морду. Сопливый старался, тужился изо всех сил, но муштра была для него не под силу.
    Сопливый, он и в немецкой форме – Сопливый. Продержавшись в немецкой учебке месяц, он как-то ночью сбежал из казармы. Мост через Оскол строго охранялся немцами и Сопливый пошел по берегу. В одном месте лёд уже полностью сковал речку и Сопливый осторожно переполз на левый берег. А там быстро верболозами добрался до своего села.  Мать понимала, что быть беде, и отправила Сопливого к дальней родственнице в соседнее село Колесниковку. Там Сопливый и отсиделся в землянке, в которой жила его родня до прихода наших. А немцы его поискали, не нашли и сожгли родительскую хату.
   Пришли наши и сразу арестовали Сопливого. Сопровождал его в Купянск на суд бывший сосед и одноклассник Сопливого,  красноармеец Андрей.
  Андрей знал, как Сопливый когда-то щеголял по селу в немецкой форме и ненавидел того всей душой.
    Трибунал учёл, что Сопливый сбежал из немецкой армии и не расстрелял его, а отправил в штрафной батальон. Война ещё не ушла с территории Харьковшины и через три дня Сопливый оказался на фронте. Он был ранен осколком при первом же артобстреле, даже не успев получить оружие. Ранен в такое место, что как говорится, ни самому посмотреть, ни людям показать. Санитары подобрали Сопливого и отправили его в госпиталь. И ни куда нибудь, а в город Купянск! В здание первой школы.  Там, где он служил в немецкой армии.  Но самое главное, что его соседом по госпиталю оказался тот самый красноармеец Андрей. Он получил тяжелое ранение в ногу при первом освобождении Харькова.
   Когда Андрей пришёл в себя, то понял,  что, постоянно лежавший на животе его сосед – Сопливый.  Как только  смог дотянуться – ударил Сопливого костылём. Метил по голове, а попал по ране. Сопливый взвыл и стал звать доктора.
     Военврач отчитал Андрея, уверяя, что Сопливый смыл вину кровью. Но, на всякий случай, перевёл Сопливого в другой класс, вернее в другую палату. Солдатская молва имеет хорошую скорость. И, говорят,  рана Сопливого ещё долго не заживала от постоянных пинков наших раненых.
     Закончилась война, остаток которой Сопливый отсиделся в тылу. А Андрей дошел до Праги и вернулся в родное село.  
    Сопливый устроился сторожем на овощную базу и сторожил там аж до начала работы Купянского литейного завода. Тут он переквалифицировался в слесаря сантехника. 
    И однажды Андрей вдруг увидел в районной газете репортаж о подготовке ко Дню Победы. На фотографии был президиум торжественного собрания одного из цехов, где в центре с букетом цветов сидел Сопливый.
    Андрей пошел в заводской совет ветеранов и рассказал, какой ветеран у них получает почести. Там пообещали разобраться, но Андрей понял, что его заявление спустят на тормозах. Тогда он попросил внука, работавшего на заводе, провести его в цех, где основался Сопливый. Это был единственный случай в истории завода, когда через дырку в заборе, следом за внуком, лез дед в выходном костюме с орденами и медалями на груди.
    Андрей зашел в цех во время обеденного перерыва, когда рабочие, пообедав, резались в домино. Андрей извинился, что перервал игру и рассказал историю ветерана Сопливого. Мужики всё поняли правильно. И хоть знали они сантехника по фамилии, с тех пор и до пенсии никто не называл его иначе как Сопливый.

 Из моего села на фронт ушло более ста человек. Многие погибли, многие были ранены. А вернувшиеся с войны редко надевали свои ордена и медали. Но это именно они защитили всю нашу Родину. Им - вечная  слава!

3 комментария:

  1. молодец. Юра.спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Так это не я автор! :)
    Я читатель! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Мне было интересно прочитать, жаль вот, что в школе сейчас о таком особо не рассказывают.

    ОтветитьУдалить