понедельник, 30 июля 2012 г.

В чужой монастырь с комсомольским уставом.


В советские времена целые бригады артистов ездили по воинским частям и выступали перед солдатами. За время службы мне повезло встретиться с такими известными актрисами как Людмила Касаткина, Тамара Носова, Лидия Смирнова,  со знаменитым ленинградским скульптором Михаилом Аникушиным. 

Делегация артистов РСФСР в пограничном отряде г.Термез УзССР


Я за спиной Народной артистки СССР Лидии Смирновой
Я за Людмилой Касаткиной
А вот в президиум я не "втовпився"
   Но особенно запомнилась встреча с народной артисткой СССР, кавалером множества советских и международных наград, великой узбекской танцовщицей Тамарой Ханум. Когда она приехала к нам в пограничный отряд, ей уже было 70 лет. Встреча проходила в солдатском клубе, в котором я в тот день дежурил. Ну, как дежурил, помыл полы до встречи, открыл своевременно двери, подождал пока все вышли после встречи, снова помыл полы и закрыл клуб.
   Тамара Ханум в красивом костюме с орденом Ленина на груди рассказала нам о том, как она объездила весь мир, как встречалась с Гагариным. Как танцевала и на фронтах войны, и на стартовой площадке Байконура. Показывала нам фрагменты фильмов со своим участием. Встреча закончилась. Солдаты и офицеры разошлись по своим делам. А мы стояли на ступеньках клуба в ожидании  машины, которая должна была отвезти Тамару Ханум в аэропорт.
   Накануне мне пришлось быть в командировке в городе Намангане, и я там с настоящим ужасом увидел, что многие женщины ходят в парандже! И это у нас, в СССР, где Великая Октябрьская Социалистическая революция освободила женщин Востока от диких средневековых обычаев! Как такое может быть?  
   Вот я так прямо и спросил об этом Тамары Ханум, мол, почему они носят паранджу, куда смотрит партия и комсомол Намангана?!
   Тамара Ханум взяла меня за руку и спросила с непередаваемым акцентом: « Синок, ти аткудава?». Я сказал: «С Украины!» «Вот представь, что на твою Украину напали негры из Африки. И захватили вашу Украину. А они, там в Африке, ходят совсем голые! Вот приходят голые негры к тебе, к твоей невесте, сестре, маме, бабушке, дедушке, папе и говорят: Мы освободили вас, бедные одетые украинцы! Ходите теперь голыми!!! Не хочешь же ты такого?!» Я замотал головой, а Тамара Ханум продолжила: «Вот так и у тех женщин с Намангана: пра-пра-прабабушка, пра-прабабушка, прабабушка, бабушка, мама, тётя – все всегда ходили в парандже! А тут пришли вы, комсомольцы и говорите ей – снимай паранджу, ходи голая, мы тебя освободили!»
   От этих слов, у стоявшего рядом начальника клуба лейтенанта Абрамова глаза залезли под фуражку, я стоял с открытым ртом и ждал, что вот-вот из-за угла выскочит КГБ и арестует Народную артистку за антисоветскую пропаганду и агитацию! Ну и меня заодно, за то, что слушал её. А Тамара Ханум, не отпуская моей руки улыбнулась нашему испугу и спросила: «Твои мама и папа живы - здоровы?» Я угукнул. «Ну, передай им привет от Тамары Ханум, пусть живут долго! Хорошей тебе службы, сынок!». Она чмокнула меня в щеку, села в подошедшую «Волгу» и уехала.
    Бледный лейтенант Абрамов сквозь зубы прошептал: «Ковшарь, забудь всё, что она тебе тут наплела!» А я не забыл. Родителям привет в письме передал и потом много раз задумывался над словами великой и мудрой танцовщицы. Как-то мне вдруг стало ясно, что мы везде прёмся «со своим уставом в чужой монастырь». А мы ведь такие разные по культуре, и такие одинаковые по человеческим ценностям.
     Спустя 25 лет я был в командировке в уже независимой стране Узбекистан. Говорил с многими простыми рабочими Ташкентского тракторного завода и соседями по заводской гостинице.  Все очень жалеют о развале СССР. И узбеки, и русские.
   А ещё, в центре красавца Ташкента, я увидел улицу имени Тамары Ханум. И вспомнил её поучительную притчу и её добрую улыбку. Царство ей небесное, или как там говорят в Узбекистане?
Тамара Ханум с А.Райкиным. Фото примерно тех лет.
С первым орденом
Похоже, что это та улица. Всё что нашел в интернете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий